21
Дек

СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ЦЫГАН

Более полувека минуло с тех пор как был подписан Указ  «О переходе цыган к оседлому стимулу». Многое изменилось за это время в их жизни, быте. Прогресс наступает на старые условия жизни. А как же семьи цыган? Что изменилось? Каковы взаимодействия между старыми людьми и молодежью, между детьми и родителями? Изменения произошли, но небольшие. Если в русской семье меньше стало патриархальности, то в цыганской по-прежнему отец хозяин, мать теперь не добывалка, гадальщица, а только хранительница домашнего очага. Хотя новые экономические рычаги политики государства заставляют и ее и  всех членов семьи учиться зарабатывать деньги. Поэтому и мать и отец и подростки-дети идут на рынок чем придется, открывают свои  ларьки, магазинчики, кафэшки. Социологические исследования, которые были проведены в 1999 году Центром социологического исследования Министерства образования России, в которых ставилась задача проверить состояние и воспитание в семье детей школьного возраста не коснулись в отдельности этого состояния в цыганских семьях. Поэтому мне пришлось сделать подобную работу самому в Калининградской, Смоленской, Псковской, Брянской, Тамбовской, Тверской областях.

Данные исследования привели к выводу:

— в цыганских семьях произошла и продолжает происходить идеализация отношений  родителей с детьми;

-родители в основном не уверены в том, что их дети достигнут желаемой цели;

-родители не проверяют выполнения детьми домашних заданий;

-главной причиной неудовлетворения в получении детьми школьных знаний являются трудности жизни;

— школы в основном не обеспечивают детей из бедных семей школьными принадлежностями, одеждой, обувью;

Среди причин недостаточного воспитания школьников, детей-подростков цыгане называют в первую очередь свою безграмотность, недостаток материальных средств и совсем редко неблагоприятную ситуацию в семье.

Кстати, разводов в цыганских семьях почти не существует. Это считается большим позором бросить жену или оставить мужа. Цыгане, за небольшой редкостью, никогда не отказываются от своих детей, внуков.

Большинство цыганских семей проживает в собственно построенных домах, они не любят коммунальных квартир.

Возрастной период подростков 14-16 лет – самый благоприятный для создания своей семьи. В этот период девочки уже готовы к трудностям семейной жизни, а мальчики считают себя настоящими мужчинами, хотя слово старшего для них по-прежнему закон. И что характерно: цыгане, прежде чем строить семью, строят дом, где будет жить эта семья. Еcли же нет средств, тогда молодые живут в семье мужа. И это тоже неписанный закон всех цыган России, да и не только России.

Психология семейных отношений в цыганских семьях — не  делать проблем из ничего, уходить от них, смотреть, закрыв глаза, и тогда их будет меньше. Но если действительно возникла проблема, от которой не уйти, не решив ее, тогда эту проблему решает вся семья, все родственники, то есть почти весь табор, поселок, город, в котором расселены цыганские семьи. Испокон веку цыгане  умеют слышать не только себя, но и своего собеседника, своего собрата. И это позволяет им не пасовать перед трудностями бытия.

Что касаемо формирования личности в семье, цыгане подходят к этому важному вопросу просто; с детства в детях закладывается уважение к друг другу, почитание старших, но при этом каждый, даже ребенок должен иметь свое мнение и высказать его, когда этого требуют родители. Сын учится у отца, деда, перенимает опыт, ловкость у других уважаемых людей табора. Девочки же большую часть своей детской жизни связаны с мамой, с ее заботами по хозяйству.

Цыганские дети…От природы одаренные, они, их судьбы зависели от воспитания, а так- как его не было, их дар угасал, а если и случалось, что эти дети рождались у умных, глядящих много вперед людей, то все одно плоды не дозревали.

Говоря о воспитании детей в цыганском таборе, да и в наше время, когда цыгане в основном живут оседло, нельзя не сказать о народной культуре- культуре цыганского народа, отражающей сложившиеся идеалы и вкусы, ярко выражающие его характер. Обычаи и традиции цыган являются важным элементом культуры, сохраняются и передаются из поколения в поколение через семью. Именно в семье ребенок раньше всего получает первые наставления на путь истинный, именно здесь он знакомится с положением своих родителей, родом их занятий, материальным уровнем, предопределяет свой жизненный путь. Семья является для него главным носителем духовной связи поколений, культуры, меры оценки явлений и фактов окружающей природы.

Девочки  занимались по хозяйству с матерями, которые учили их обихаживать животных, готовить пищу, ухаживать за младшими сестрами и братьями, чистить посуду, петь, танцевать, гадать на картах, шить одежду. В девочках всегда воспитывали скромность, честь, чуткость, преданность, трудолюбие, аккуратность.

Мальчиков отцы обучали ковке, объезду лошадей, гончарному и ювелирному ремеслу, изготовлению сбруи, домашней утвари. Мальчики с детства воспитывались в спартанском духе: их учили владеть кнутом, ножом, умению долго скакать на лошади, воспитывали храбрость, силу, наблюдательность. Немаловажную роль в воспитании детей родители отводили эстетике, общению между собой, движению, походке, жесту, форме общения с людьми старшими и ровесниками. Все знали, что не лицо украшает человека, а его поведение. Важным элементом культуры любого народа является его язык. Потому как культура народа, национальное самосознание, традиции, хранятся и передаются с помощью языка, который, несомненно, является его бесценным богатством. Дар слова- средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание, поступки другого человека. «Хорошее слово- услада, плохое- колода», «Доброе слово- живая вода, худое слово- мертвая». В качестве эффективного средства воспитания подрастающего поколения цыгане использовали да используют и по сей день природу. Поэтому задатки способности замечать и чувствовать красоту даны цыганам с рождения. Задача возрождения национальных традиций, воспитания духовной культуры сегодня актуальны, как никогда. Это в равной степени касается не только цыган, все мы понимаем, что массовая культура, которая так и прет в нашу жизнь из средств массовой информации, не способствует возрождению национальных традиций, наоборот, влияет на нашу молодежь пагубно.

free blog themes

2 комментария to “СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ЦЫГАН”

  1. Александр высказался:

    Спасибо за интересное исследование. Значительная часть традиций меня приводит в восторг, особенно на фоне реальной российской жизни. Что же Вы так и не дали свой отзыв о моей статье о цыганах? А из ЖЖ я уже ухожу, много времени он требует, распыляюсь я там. С уважением, Александр.

  2. Николай Василевский высказался:

    Александр, прочитал Вашу статью о цыганах: очень живая. Мне понравилась. Теплая. Спасибо!

Оставить комментарий

Это не спам.